перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
2.2. Роль актуарных расчетов при анализе экономической деятельности ПФР.
Под актуарными расчетами понимаются специальные методы экономической и социальной статистики, которые используются для оценки рисков и вероятности наступления страховых случаев в области финансов и бизнеса, связанных со случайными событиями. Актуарные расчеты позволяют спрогнозировать направления формирования доходов и расходов ПФР.
Без развития актуарных расчетов невозможно обеспечить ритмичное функционирование Пенсионного фонда.
Актуарный отчет включает долговременное прогнозирование доходов и расходов пенсионной системы. С учетом этого нельзя ожидать, что в отчете будут конкретные указания на краткосрочные оценки финансовой деятельности. Краткосрочные оценки могут быть получены путем сопоставления текущих данных и прогнозов с данными годовых отчетов. Достоинство актуарного отчета не зависит от того, реализуются ли на практике кратковременные прогнозы. Целью такого отчета является оценка долговременной платежеспособности пенсионной системы.
Актуарная система оценки стоимости пенсионной схемы, планирующая предполагаемые денежные потоки на ежегодной основе осуществляет расчеты на базе различных вероятностей рождения и смертности, выхода на пенсию и выбывания из системы, а также экономических предположений по инфляции оплаты труда и увеличению пенсий.
Для выполнения актуарной оценки или исследований необходимо принять предположения по экономическим и демографическим факторам, которые влияют на выход денежных потоков из пенсионной системы в будущем. Актуарный базис не должен иметь широких пределов, приводящих к завышенной оценке стоимости, и быть слишком оптимистичным, вызывая недооценку расходов.
Для обоснования вариантов реформирования пенсионной системы России экспертами ПФР была создана собственная модель оценки финансового состояния Пенсионного фонда.
Актуарные расчеты по каждому сценарию реформирования пенсионной системы Российской Федерации имеют свою специфику, однако, все они проводились по единой схеме, которая предусматривает четыре этапа расчетов.
На первом этапе определяются исходные параметры будущего прогноза, а именно: основные макроэкономические и демографические характеристики положения в стране, а также ограничения и требования к уровню жизни, который пенсионная система должна обеспечивать своим участникам.
На втором этапе рассчитываются основные показатели расходной части бюджета пенсионной системы, т. е. необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством. При этом расчеты осуществляются отдельно по каждой категории получателей пенсий, а также в разрезе выплат: финансируются ли эти пенсии за счет страховых взносов или за счет федерального бюджета. В процессе второго этапа определяются резервы сокращения расходов ПФР.
На третьем этапе определяются уровень ресурсной обеспеченности ПФР и тариф страховых взносов, необходимый для финансирования назначенных пенсий в полном объеме.
Четвертый этап предполагает корректировку основных показателей бюджета ПФР с целью достижения финансовой сбалансированности.
Как принято в традиционных системах пенсионного страхования, перспективный расчет ожидаемых численности пенсионеров и численности работающих осуществляется на основе результатов перспективных данных по численности населения, выполненных Госкомстатом России по одногодичным возрастным группам отдельно для мужчин и женщин. При перспективных расчетах учитываются ожидаемые изменения уровней рождаемости и смертности (по возрастам), а также ожидаемая миграция между регионами Российской Федерации между городом и селом по каждому из 89 регионов (республикам в составе Российской Федерации, краям и областям). В качестве исходных информационных данных были приняты расчеты НИИ Госкомстата России по прогнозу перспективного состава и численности населения до 1 января 2021 г.
Прогнозирование численности пенсионеров основывается на анализе данных текущего учета о движении контингентов пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. В результате были получены (отдельно для мужчин и женщин) по одногодичным возрастным группам сведения о численности и доле в населении данного возраста работающих, пенсионеров и работающих пенсионеров.
Таким образом, получен показатель, называемый условно «численность работающих», отличается от прогнозной численности занятого населения и в формализованном виде выглядит следующим образом:
ЧР = (ЧЗ – ЧИ – ЧПС1 – ЧПС – ЧПСП) * К,
где ЧР - численность работающих;
ЧЗ - численность занятого населения в народном хозяйстве;
ЧИ – количество инвалидов трудоспособного возраста, получающих пенсии по инвалидности;
ЧПС1 и ЧПС2 – численность пенсионеров по спискам №1 и 2 соответственно, получающих пенсии до достижения установленного законодательством возраста выхода на пенсию;
ЧПС – численность пенсионеров, получающих пенсии за работу на Крайнем Севере до достижения установленного законодательством возраста выхода на пенсию;
ЧПСП – численность получателей социальных пенсий;
К – коэффициент уклонения от уплаты страховых взносов.
В соответствии с видами выплачиваемых пенсий общее количество пенсионеров рассчитывалось как сумма:
ЧП = ЧПТ + ЧПВ + ЧПСП,
где ЧП – численность пенсионеров;
ЧПТ – численность получателей трудовых пенсий;
ЧПВ – численность пенсионеров-военнослужащих.
Основой для расчетов всех прогнозных значений показателей бюджета пенсионной системы при различных сценариях реформы является прогноз объема валового внутреннего продукта. На долгосрочную перспективу до 2010-2012 гг. в расчеты заложен макроэкономический прогноз на 20 лет Минэкономики России, использовавшийся при подготовке проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год».
На последующие годы объем ВВП предлагается рассчитывать по приведенным ниже формулам:
ВВПp (t) = ВВПp (t-1) * (1 + т. р. ВВП (t)(;
ВВП н (t) = ВВПp (t) * ИЦ (t),
где ВВПp и ВВП н реальный и номинальный объемы ВВП соответственно;
т. р. ВВП – темп роста ВВП, доли единицы.
Индекс цен для расчета прогнозных показателей принят равным единице для базового года прогноза и произведению индекса цен в предыдущем году на индекс цен инфляции в текущем году, т. е.
ИЦ (t) = ИЦ (t – 1) * (1 + инфляция (t)(;
При расчетах прогнозного ВВП после 2003 г. была принята гипотеза о ежегодно росте объема реального ВВП на 2,5. С учетом инфляции, которая постепенно будет уменьшаться, номинальный ВВП (ВВП н) ежегодно будет возрастать на 4-5%.
Объемы поступлений средств в пенсионную систему находятся в прямой зависимости от величины фонда оплаты труда (ФОТ), которая на период до 2010 г. принята в соответствии с прогнозом Минэкономики России, а в последующие годы рассчитывается по формуле:
ФОТ = ЧР (t) * Зср(t) * 12,
где ЧР (t) – численность работающих в t-м году;
Зср(t) – среднемесячная заработная плата в экономике в t-м году.
Величина доходов пенсионной системы рассчитывается путем умножения установленного тарифа страховых взносов на прогнозный фонд оплаты труда. При этом учитываются величина необлагаемого ФОТ (в %) и коэффициент сбора страховых взносов. Последний установлен в начале периода на уровне 0,88 с возрастанием к 2060 г. до 0,97.
При проведении актуарных расчетов доходной части бюджета пенсионного страхования следует учитывать поступление страховых взносов раздельно по каждой категории застрахованных граждан (плательщиков), в частности, согласно тарифному законодательству по каждой самостоятельной величине тарифной ставки.
Однако в современных условиях при ограниченности и даже отсутствии полноценных по представительности и достоверности данных о их численности целесообразно применять средневзвешенный тариф страховых взносов для плательщиков всех категорий.
Таким образом, объем поступления страховых взносов может быть определен по формуле:
Вз = ФОТ * 0,94 * Тар * КС,
где Вз – общая сумма страховых взносов;
Тар – тариф, %;
КС – коэффициент сбора страховых взносов.
Для определения тарифа страховых взносов, необходимого для бездефицитного финансирования пенсионной системы, производится обратная процедура: прогнозные значения расходов ПФР делятся на прогнозный фонд оплаты труда.
В соответствии с описанной выше актуарной моделью рассчитаем несколько вариантов
скачать бесплатно Особенности учета и анализа результатов экономической деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
Содержание дипломной работы
Введение
Глава 1. Необходимость и особенности формирования ПФР
1.1.Бюджетная система государственного пенсионного страхования России.
1.2. Особенности формирования и планирования доходной и расходной статей бюджета ПФР.
1.3. Особенности составления и исполнения бюджета ПФР
Глава 2. Финансово-экономические основы государственного
2.2. Роль актуарных расчетов при анализе экономической деятельности ПФР.
Глава 3. Анализ исполнения бюджета ПФР за 2001 год 3.1. Анализ исполнения доходной части бюджета ПФР
3.2. Анализ исполнения расходной части бюджета ПФР
3.3. Анализ расходов на выплату трудовых пенсий
Анализ выплат пенсий гражданам
Анализ выплат социальных пособий на погребение
Анализ расходов на доставку пенсий
3.4. Анализ особенностей механизма функционирования ПФР в современных условиях Анализ динамики численности пенсионеров и средних размеров назначенных месячных пенсий
Анализ целевых выплат государственных пенсий и пособий
Анализ обеспечения текущей деятельности Фонда и его органов
Анализ взаимоотношений бюджета ПФР с Минфином России по возмещению средств из федерального бюджета
Анализ взаимоотношений ПФР с Минтрудом России
Анализ финансового обеспечения повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей
Анализ финансового обеспечения выплат дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам
Заключение.
Библиография