Глава 2. Финансово-экономические основы государственного


перейти к полному списку дипломных проектов

Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички

Глава 2. Финансово-экономические основы государственного

пенсионного страхования. 2.1. Планирование сбалансированности бюджета ПФР.

Рассматриваемые в этом подразделе основные показатели бюджета ПФР призваны определить финансовые проблемы пенсионной системы и причины их возникновения.

Ежегодно планируемый бюджет ПФР, как правило, не содержит дефицита, и исполненный бюджет тоже бездефицитен. Однако при этом фактически не учитывается невыплата пенсий, которая в 1995 г. составляла 0,7 трлн. Руб., в 1996 г. – 15,75 трлн. руб. и была погашена в 1997 г., а в 1998 г. задолженность по выплате пенсий вновь появилась и составила около 27 млрд. руб. (деноминированных). По состоянию на 1 июня 1999 г. задолженность по финансированию пенсий составляла 10,8 млрд. руб., но к октябрю 1999 г. задолженность по выплате пенсий была полностью погашена. А к началу 2000 г. сформировался устойчивый профицит бюджета ПФР.

Таким образом, главной задачей бюджетного планирования пенсионной системы является предотвращение разбалансированности бюджета ПФР.

Приведенные данные свидетельствуют об относительности благополучной ситуации с исполнением бюджета: в течение всего рассматриваемого периода, за исключением 1998 г., общие доходы Фонда превышали его общие расходы. Анализ расходов на выплату пенсий и соответствующих им доходных статей бюджета (собственных средств и средств федерального бюджета, направленных на целевое финансирование выплаты государственных пенсий) выявил два «провальных» года – 1995 г. и 1998 г. В 1995 г. этот дефицит составлял 1,5% от общей суммы расходов на пенсионное обеспечение, а в 1998 г. - уже более 11%.

Однако основная причина возникшей разбалансированности бюджета обусловлена тем, что в системе пенсионного обеспечения имеется немало механизмов, по сути нецелевого расходования пенсионных средств – возможность получения пенсии независимо от уплаты страховых взносов, множество необеспеченных соответствующими денежными поступлениями льгот для отдельных категорий пенсионеров и т. д.

По данным статистической отчетности, за 2001 г. около половины всех расходов ПФР были направлены на выплату пенсий, не связанных с трудовой деятельностью пенсионера. Удельный вес этих выплат распределился следующим образом:

на выплаты различного вида надбавок и повышений к пенсиям – почти 22%;

на выплату пенсий (с компенсацией) за выслугу лет некоторым категориям работников отдельных профессий (до наступления периода получения пенсий по старости) – свыше 4%;

на выплату пенсий за нестраховые периоды, учтенные при назначении пенсии в общем трудовом стаже – 12%;

на выплату пенсий в связи с работой на Крайнем Севере (включая компенсацию) – 3%;

на выплату пенсий в связи с особыми условиями труда (включая компенсацию) – 15%;

на выплату пенсий работающим пенсионерам – 43%.

Таким образом, свыше 1/3 всех расходов приходится на прямое перераспределение страховых поступлений в пользу выплат, непосредственно не связанных с трудовым вкладом пенсионера, а лишь стимулирующего либо компенсационного характера.

В связи с этим для определения обеспеченности собственными средствами на выплату трудовых пенсий произведем анализ (табл. 1).

Таблица 1.

Динамика обеспеченности выплаты трудовых пенсий

за счет собственных средств ПФР в 1993-2002 гг.1

(млрд. руб.)

Анализ динамики собственных средств ПФР в 1993-2001 гг. свидетельствует, что наиболее глубокое падение обеспеченности собственными доходами произошло в 1998 и 2000-2001 гг. при относительно устойчивой динамике доходной части бюджета ПФР.

Причинами такой ситуации стали как неблагоприятные изменения экономического положения страны, так и расширение перечисленных выше расходов, не имеющих к трудовой деятельности пенсионера и не подкрепленных уплаченными страховыми взносами.

Однако в первом случае причиной стал общефинансовый кризис в стране. Во втором случае причина разбалансированности бюджета заключается в повышенной (относительно темпов макроэкономического развития), т. е. опережающей, индексации пенсий.

По сравнению с предыдущими годами расходы ПФР на выплату пенсий постоянно возрастают (табл. 2)

Таблица 2.

Динамика темпов роста доходов и расходов бюджета ПФР1

Динамика темпов роста расходов на пенсионное обеспечение наглядно свидетельствует о том, что только в течение 1996 и 1999 гг. темпы роста доходов ПФР превышали темпы роста соответствующих расходов, причем это превышение приходилось на годы, следовавшие за всплесками кризисных явлений в экономике. В 1995 и 1998 гг. темпы роста собственных средств ПФР резко отставали от роста инфляции, что было обусловлено резким падением уровня жизни работающего населения, доходы которого являются основным источником поступления страховых взносов.

Ситуация с возмещением ПФР средств на выплату пенсий, финансируемых из федерального бюджета, значительно хуже, чем с обеспеченностью собственными средствами. Наиболее низкий уровень обеспеченности финансовыми ресурсами постоянно имеют расходы на те виды государственных пенсий (социальные, военнослужащим, дополнительные выплаты инвалидам и участниками войны и т. п.), которые по действующему законодательству финансируются из федерального бюджета (табл. 3).

Таблица 3

Обеспеченность выплаты пенсий средствами федерального бюджета1

Вплоть до 1997 г. обеспеченность выплаты этих пенсий поступлениями из федерального бюджета не превышала 70%, а в 1994 г. составила 39,5% потребности и только начиная с 1997 г. ситуация стала постепенно нормализовываться, однако 100%-го финансирования федеральным бюджетом своих обязательств перед пенсионерами добиться пока не удается.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на рассмотрение вопроса о суммах возмещения средств ПФР из федерального бюджета, которое осуществляется при утверждении федерального бюджета на очередной плановый период, в нем ни разу не был предусмотрен необходимый объем средств, а, наоборот, – в последние годы постоянно планировалось недофинансирование ПФР причитающейся суммы, предусмотренной законами №163-ФЗ от 21.09.1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» и №163-ФЗ от 28.10.1998 «О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета».

Помимо сложностей с обеспечением надежности поступления средств на выплату социальных и прочих пенсий из федерального бюджета в последние годы возникли серьезные трудности с возмещением средств, выплаченных ПФР по так называемым досрочным пенсиям, финансируемым по закону Государственным фондом занятости населения РФ. При этом мало того, что ПФР вынужден производить указанные выплаты «в аванс», с возмещением более чем через квартал, так по большинству дотационных территорий эти средства перечисляются со значительными задержками, которые доходят до одного года.

Этот фактор является одним из непосредственных источников негативного влияния на дефицит бюджета пенсионной системы.

В связи с недостаточностью собственных средств для финансирования текущей выплаты пенсий, включая те, которые должны обеспечиваться поступлениями из федерального бюджета, ПФР вынужден был прибегать к заимствованиям. Недостающие средства привлекались в виде кредитов коммерческих банков, краткосрочных ссуд из бюджета и заимствований средств Государственного фонда занятости населения РФ и Фонда социального страхования РФ (табл. 4)

Таблица 4

Динамика собственных и привлеченных средств

бюджета ПФР в 1994-2001 гг.1

Объем привлеченных средств в ПФР возрос с 0,6% общих доходов в 1994 г. до 6,8% в 1997 г. и почти 24% в 1998 г. При этом объем собственных средств ПФР в общих доходах сократился с 93-96% в 1993-1994 гг. до 70% в 1999 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что природа финансовых кризисов пенсионной системы имеет определенные факторы, и усиление контроля за этими перечисленными выше факторами позволит достаточно оперативно устранить саму возможность дестабилизации финансовой базы пенсионного обеспечения.

Однако, говоря о контроле за состоянием расходной и доходной частей бюджета ПФР, было бы, по меньшей мере, некорректно умолчать о самом значительном факторе, определяющем неуклонное сужение доходной части бюджета Фонда – постоянном росте задолженности плательщиков перед ПФР.

Просроченная задолженность по уплате страховых взносов ежегодно возрастает. Снижен

скачать бесплатно Особенности учета и анализа результатов экономической деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

Содержание дипломной работы

Введение
Глава 1. Необходимость и особенности формирования ПФР
1.1.Бюджетная система государственного пенсионного страхования России.
1.2. Особенности формирования и планирования доходной и расходной статей бюджета ПФР.
1.3. Особенности составления и исполнения бюджета ПФР
Глава 2. Финансово-экономические основы государственного
2.2. Роль актуарных расчетов при анализе экономической деятельности ПФР.
Глава 3. Анализ исполнения бюджета ПФР за 2001 год 3.1. Анализ исполнения доходной части бюджета ПФР
3.2. Анализ исполнения расходной части бюджета ПФР
3.3. Анализ расходов на выплату трудовых пенсий
Анализ выплат пенсий гражданам
Анализ выплат социальных пособий на погребение
Анализ расходов на доставку пенсий
3.4. Анализ особенностей механизма функционирования ПФР в современных условиях Анализ динамики численности пенсионеров и средних размеров назначенных месячных пенсий
Анализ целевых выплат государственных пенсий и пособий
Анализ обеспечения текущей деятельности Фонда и его органов
Анализ взаимоотношений бюджета ПФР с Минфином России по возмещению средств из федерального бюджета
Анализ взаимоотношений ПФР с Минтрудом России
Анализ финансового обеспечения повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей
Анализ финансового обеспечения выплат дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам
Заключение.
Библиография

заработать

Закачай файл и получай деньги