перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
1.2 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран
Для сравнительной оценки степени влияния МП на развитие экономики в разных странах следует учитывать, что в мировой практике существуют различные критерии и подходы к классификации и определению малых предприятий. В основу классификации может быть положена численность работников, объем производства товаров и услуг, годовой оборот, размер уставного капитала или общая сумма активов и т. д. Наиболее часто в качестве критерия используются данные о количестве работников, при этом различия между странами и отдельными отраслями внутри страны в предельных показателях могут быть весьма существенными. Подходы к определению основных параметров малого бизнеса зависят от сложившейся в стране практики, структурных особенностей производства, а также целей государственной политики в отношении МП.
Необходимо отметить, что при теоретическом анализе зарубежные спе-циалисты обычно увязывают сферу малого бизнеса со сферой среднего бизнеса, поскольку основы их формирования, развития имеют значительное сходство. Обычно практикуется выделение «микрофирм» (до 10-15 занятых), малых предприятий (15-100 занятых) и средних предприятий (100-300 занятых). В российской экономике средний бизнес является достаточно массовым и представительным, однако в отличие от других стран он вообще не составляет объекта отдельного изучения и анализа. В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия (далее-МСП) обеспечивают занятость до 50% трудоспособного населения, при этом объем производства в сфере МСП в различных странах колеблется в пределах от 33% до 66% национального продукта /6/.
Одна из причин успешного функционирования малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В этих странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, в первую очередь в сфере производства, причем крупные предприятия на подавляют мелкий бизнес, а организуют взаимодополняющее сотрудничество, особенно путем специализации, а также в интересах реализации инновационных процессов. В США девять из каждых десяти инновационных технологических идей впервые появляются в малых фирмах.
Крупное производство ориентировано в первую очередь на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартных изделий. Малые предприятия успешно функционируют в небольших рыночных сегментах. Если крупные фирмы способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах производства, то малые предприятия придаю хозяйству гибкость, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Несмотря на различия в национальных методиках систематизации ма-лых и средних предприятий, особенностях структуры экономики отдельных стран, значение МСП в социально-экономической жизни каждой из них достаточно очевидно из данных, приведенных в Таблице 1 /6/. Более того, вполне обоснованным представляется вывод, что место и роль МСП предопределены объективными экономическими закономерностями, действующими независимо от особенностей политических предпосылок, исторической динамики и других факторов, поскольку общие показатели, характеризующие МСП в отдельных странах достаточно близки.
Таблица 1
Показатели, характеризующие значение малых и средних предприятий в экономике отдельных стран
Страны Количе-ство МСП (в тыс.) Количество МСП на тыс.
жителей Доля работа-ющих в общей численности занятых, % Доля МСП в ВВП страны, %
Великобрита-ния 2630 46,00 49,0 50-53
Германия 2290 37,00 46,0 50-54
Италия 3920 68,00 73,0 57-60
Франция 1980 35,00 54,0 55-62
Страны ЕС 15770 45,00 72,0 63-67
США 19300 74,20 54.0 50-52
Япония 6450 49,60 78,0 52-55
Россия 836,2 5,65 9,6 10-11
Удельный вес МП в таких странах как США, Япония, Германия в общей численности предприятий превышает 95%.Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих, и только 700 предприятий насчитывают свыше 1000 человек персонала /6/.
Естественно, что при сравнительно близких общих показателях данные об отраслевом распределении МСП внутри отдельных стран имеют более за-метные различия. В промышленном производстве доля МСП составляет в Индии – 40%, в Японии – 51%. Среди экспортеров МСП составляют: в Фин-ляндии – 20%, во Франции - 29%, в Италии – 40%, в Индии – 50% /6/.
Большая часть занятых на предприятиях малого бизнеса работает в сфере услуг (свыше 2/3). В Югославии 80% всех малых предприятий заняты в этой сфере. Во Франции и Великобритании четверть всех малых предприятий относятся к категории промышленных /6/.
По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования среди действующих остается примерно 50%, через 3 года – 7-8% и, наконец, через 5 лет остается не более 3%.
Сказанное выше позволяет отметить еще одну тенденцию. Высокий ди-намизм образования и выбытия МП служит своеобразным компенсаторным механизмом, амортизатором, смягчающим резкие колебания конъюнктуры для страны в целом, предупреждающим более разрушительные последствия таких колебаний.
скачать бесплатно Влияние малого бизнеса на развитие экономики
Содержание дипломной работы
ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ1.1 Экономическая сущность малого бизнеса
1.2 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран
1.3 Роль и место малого бизнеса в российской экономике
1.3.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России
1.3.2 Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы.
1.3.3 Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики
1.4. Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Развитие малого бизнеса в Читинской области
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда
2.5. Место малых предприятий в производстве товаров и услуг
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса
2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринима-тельства
2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого пред-принимательства в Читинской области на 2001-2002г.г.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАР-СТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ
3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса
3.2 Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении област-ного государственного заказа на малом предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ