перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ1.1 Экономическая сущность малого бизнеса
Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Как известно, малый бизнес состоит из самого многочисленного слоя мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и политический облик страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами предприятий, их технологической цепочкой, производственной и управленческой гибкостью - это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Высокая приспособляемость малого бизнеса и массовый охват практически всех сфер производства, внутреннего рынка обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности социального и политического климата. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что условия их жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждает их в повседневной деятельности к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов.
Из трех групп предприятий владельцы малых предприятий наиболее непосредственным образом приближены к своей собственности и чаще всего прямо участвуют в ее предпринимательском использовании.
Жесткие условия функционирования малых предприятий в сочетании со столь тесным контактом владельцев со своей собственностью предъявляют высокие, притом весьма специфические, требования к личным качествам малого предпринимателя, без соответствия которым деятельность предприятия не может быть успешной. Именно в малом предпринимательстве вырастают настоящие закаленные и опытные лидеры, способные добиться больших успехов. Не случайно хрестоматийными примерами явились истории становления и развития крупнейших и наиболее агрессивных в технологической сфере корпораций - "Форд", "Сони", "Майкрософт" /6/.
Характерной особенностью малого предприятий является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Малые предприятия представляют собой вполне самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества в условиях развитого рыночного хозяйства. Они обладают своими специфиче-скими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, присущими только им внутренними закономерностями развития. Функционирование главным образом на конкретном локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, непосредственная связь с потребителем, потребность в относительно небольшом стартовом капитале – эти характеристики МП являются его достоинствами, повышающими устойчивость и живучесть этих предприятий в качестве структурного элемента экономики. Однако, при определенных условиях такие характеристики приобретают негативную значимость, тормозят развитие конкретного предприятия, ставят под угрозу его су-ществование. Гибкость МП, его мобильность позволяют быстро приспособиться к изменениям внешней среды, однако оно оказывается особенно сильно уязвимым для колебаний конъюнктуры рынка, изменений локальных условий функционирования, динамики общих социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможности для привлечения дополнительных ресурсов при необходимых ситуациях. Ограниченный масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако, характерное для МП совмещение функций собственника и менеджера, установление личных связей с работниками предприятия снижают управленческие издержки, но могут привести в самоэксплуатации и нарушению норм трудового законодательства.
скачать бесплатно Влияние малого бизнеса на развитие экономики
Содержание дипломной работы
ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ1.1 Экономическая сущность малого бизнеса
1.2 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран
1.3 Роль и место малого бизнеса в российской экономике
1.3.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России
1.3.2 Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы.
1.3.3 Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики
1.4. Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Развитие малого бизнеса в Читинской области
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда
2.5. Место малых предприятий в производстве товаров и услуг
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса
2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринима-тельства
2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого пред-принимательства в Читинской области на 2001-2002г.г.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАР-СТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ
3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса
3.2 Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении област-ного государственного заказа на малом предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ