2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства


перейти к полному списку дипломных проектов

Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички

2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства

Программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Чи-тинской области на 1998 – 1999 годы» предусматривалось выделение кредитов для реализации приоритетных инвестиционных проектов, отбираемых на кон¬курсной основе. Ресурсное обеспечение указанного направления составляло 92,5% от общего объема финансирования Программы. Поэтому финансирова¬ние проектов производится на конкурсной основе, при этом предпочтение от¬дается проектам, осуществляемым в приоритетных для области направлениях, указанных в Программе. Кредиты выдаются с соблюдением основных принци¬пов кредитования – возвратности, срочности, целевого использования, платно¬сти и обеспеченности.

Заявки предпринимателей, обратившихся в Фонд за получением кредита, регистрируются и проходят экспертизу. Как видно из таблицы 22, максимальное количество заявок поступает от предприятий пищевой промышленности (34,2% от общего количества), что обусловлено рядом причин:

1. Наличие в регионе сырья по сравнительно низким ценам;

2. Невысокая капиталоемкость производства;

3. Конечный продукт входит в число товаров повседневного спроса.

Деятельность крестьянско-фермерских хозяйств в целом направлена также на производство и первичную переработку сельхозпродукции.

Поступающие заявки на выделение кредитов с целью пополнения обо¬ротных средств для ведения торгово-закупочной деятельности допускаются к участию в конкурсе только при условии реинвестирования прибыли на органи¬зацию производства, либо выполнения мероприятий социальной направленно¬сти /12/. Всего за 2000 год от субъектов малого бизнеса поступило 38 заявок, что сви¬детельствует о низкой активности предпринимателей в поиске кредитных ре¬сурсов.

Таблица 22

Отраслевая структура поданных в 2000 году заявок

Отрасль Количество заявок Сумма запрашиваемых кредитов

Шт. В % к итогу Тыс. руб. В % к ито-гу

Строительство и ре-монтно-строительные работы 2 5,3 550 4,1

Лесозаготовка и лесопе-реработка 1 2,6 1500 11,1

Пищевая промышлен-ность 13 34,2 6760 49,8

Фармацевтика 1 2,6 500 3,7

Легкая промышлен-ность 2 5,3 500 3,7

Крестьянско-фермер-ские хозяйства 4 10,5 1154 8,5

Автоуслуги 2 5,3 1000 7,4

Бытовые услуги 3 7,9 600 4,4

Юридические услуги 1 2,6 200 1,5

Обучение 2 5,3 100 0,7

Общественное питание 2 5,3 100 0,7

Торговля 5 13,2 600 4,4

Всего заявок 38 100 13564 100

Согласно данным таблицы 23, на 2000 год приходится более 50% от общего количества профинансированных проектов, что связано с увеличением кредитных ресурсов за счет поступления финансирования из бюджета денежными средствами, а также значительным объемом средств, выделенных на поддержку угольной отрасли, которые направлены в соответствии с подписанными соглашениями на кредитование проектов в Чернышевском районе Читинской области.

Таблица 23

Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах

Год Профинансированные про¬екты Профинансировано проек-тов на сумму

количество В % к итогу Тыс. руб. В % к итогу

1997 1 2,1 500 3,8

1998 12 25,0 2800 21,3

1999 10 20,8 2609 19,9

2000 25 52,1 7212 55,0

итого 48 100 13121 100

В отраслевой структуре профинансированных в 1997 - 2000 годах проектов на долю отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства приходится 78,5 % от общей суммы финансирования. Как показывает таблица 24, размеры кредитов предприятиям, осуществляющим свою деятельность в пище¬вой промышленности, строительстве и производстве строительных материалов, фармацевтике были сравнительно больше.

В 2000 г. значительно изменилась отраслевая структура выданных кредитов, более половины денежных средств Фонда было направлено на финансирование проектов пищевой промышленности. Данная отрасль на протяжении несколь¬ких лет занимает значительный удельный вес в структуре кредитов, но в 2000 г. эта тенденция усилилась. Возросла доля финансирования крестьянско-фермер¬ских хозяйств. Уменьшились объемы кредитования в отраслях строительства и лесопереработки, что связано с высокой капиталоемкостью этих производств. Максимальный размер кредитов, выдаваемых Фондом, - 500 000 рублей, что не может покрыть затраты на организацию крупного строительства или лесопере-рабатывающего производства /12/.

В 2000 году произошло увеличение доли коммерческих проектов, что было обусловлено отсутствием достаточного количества проработанных и обеспеченных заявок в других отраслях и социальной направленностью про-фи¬нансированных проектов.

Таблица 24

Отраслевая структура проектов, профинансированных в 1997 - 2000 годах.

Отрасль Коли-чество проек-тов Сумма кредитов Структурное соот-ношение, в %

По коли-честву По сум-ме

Крестьянско-фермерские хо-зяйства 7 1 344 000 14,6 10,0

Пищевая промышленность 9 5 178 836 18,8 38,6

Лесозаготовка и лесоперера-ботка 2 968 416 4,2 7,2

Фармацевтика 2 900 000 4,2 6,7

Производство строительных материалов, СМР 8 1450 000 16,7 10,8

Услуги связи 1 380 000 2,1 2,8

Швейное производство 3 699 320 6,3 5,2

Услуги общепита 2 100 000 4,2 0,8

Торговля 8 1 150 000 16,7 8,6

Автоуслуги 2 600 962 4,2 4,5

Бытовое обслуживание 1 50 000 2,1 0,4

Обучение 2 100 000 4,2 0,8

Юридические услуги 1 200 000 2.1 1,5

итого 48 13 121 534 100,0 100,0

Анализ средней ставки по выданным кредитам позволяет говорить о низ-кой стоимости заемных средств для субъектов малого предпринимательства. Сред¬няя процентная ставка по проектам, профинансированным в 2000 году, нахо¬дится на уровне 22,38%, что значительно ниже средней банковской ставки, сложившейся в регионе.

Как следует из таблицы 25, среди заемщиков Фонда преобладают индивидуаль¬ные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью, что можно объяснить доминированием их в общем объеме действующих субъектов предпринимательства.

Таблица 25

Организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства, по¬лучивших кредиты Фонда в 2000 году

Организационно-правовая форма Кредитные договора Структурное соотноше-ние

количество На сум-му По количе-ству, в % По сумме, в %

1 2 3 4 5

Юридические лица, всего

В том числе 12 5761 836 48 79,9

ЗАО 2 500 000 8 6,9

ООО 8 2 227 036 32 30,9

Производственные ко-оперативы 1 2 884 800 4 40,0

МУП 1 150 000 4 2,1

Физические лица * , всего

В том числе 13 1 450 000 52 20,1

Крестьянско-фермерские хозяйства 3 600 000 12 8,3

Продолжение таблицы 25

1 2 3 4 5

Индивидуальные пред-приниматели 10 850 000 40 11,8

Всего 25 7 211 836 100 100

*- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Очевидно, что индивидуальные предприниматели обращаются чаще (40% от общего количества), но берут небольшие кредиты (12% от общей суммы выданных кредитов). Обратная ситуация наблюдается в отношении юридических лиц: 80% общей суммы составляют кредиты, выданные юридическим лицам, тогда как по количеству профинансированных проектов они занимают лишь 48%.

Фонд ежемесячно проводит мониторинг платежей заемщиков. При нарушении сроков возврата, предусмотренных графиками, ведется претензионная работа, применяются санкции, призванные повысить ответственность и заинтересованность заемщиками в своевременном внесении платежей. Контроль за целевым направлением денежных средств включает обычно 3 этапа:

1) расходование средств на приобретение оборудования/материалов, преду-смотренных бизнес-планом.

2) Организация производства/запуск объекта.

3) Поступление выручки от реализации продукции/услуг /12/.

При заключении соглашения о пролонгации кредитного договора принимается во внимание не только объективная невозможность заемщика рассчитаться в установленный срок, но и такие факторы как:

1) Целевое расходование средств Фонда:

2) Объективные препятствия, не позволившие выйти на проектную мощность по бизнес – плану;

3) наличие условий, указывающих на возможность заемщика рассчитаться по кредиту в случае уве

скачать бесплатно Влияние малого бизнеса на развитие экономики

Содержание дипломной работы

ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса

1.2 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран
1.3 Роль и место малого бизнеса в российской экономике 1.3.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России
1.3.2 Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы.
1.3.3 Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики
1.4. Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1. Развитие малого бизнеса в Читинской области
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда
2.5. Место малых предприятий в производстве товаров и услуг
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса 2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринима-тельства
2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого пред-принимательства в Читинской области на 2001-2002г.г.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАР-СТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ 3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса
3.2 Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении област-ного государственного заказа на малом предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

заработать

Закачай файл и получай деньги