перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства
Программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Чи-тинской области на 1998 – 1999 годы» предусматривалось выделение кредитов для реализации приоритетных инвестиционных проектов, отбираемых на кон¬курсной основе. Ресурсное обеспечение указанного направления составляло 92,5% от общего объема финансирования Программы. Поэтому финансирова¬ние проектов производится на конкурсной основе, при этом предпочтение от¬дается проектам, осуществляемым в приоритетных для области направлениях, указанных в Программе. Кредиты выдаются с соблюдением основных принци¬пов кредитования – возвратности, срочности, целевого использования, платно¬сти и обеспеченности.
Заявки предпринимателей, обратившихся в Фонд за получением кредита, регистрируются и проходят экспертизу. Как видно из таблицы 22, максимальное количество заявок поступает от предприятий пищевой промышленности (34,2% от общего количества), что обусловлено рядом причин:
1. Наличие в регионе сырья по сравнительно низким ценам;
2. Невысокая капиталоемкость производства;
3. Конечный продукт входит в число товаров повседневного спроса.
Деятельность крестьянско-фермерских хозяйств в целом направлена также на производство и первичную переработку сельхозпродукции.
Поступающие заявки на выделение кредитов с целью пополнения обо¬ротных средств для ведения торгово-закупочной деятельности допускаются к участию в конкурсе только при условии реинвестирования прибыли на органи¬зацию производства, либо выполнения мероприятий социальной направленно¬сти /12/. Всего за 2000 год от субъектов малого бизнеса поступило 38 заявок, что сви¬детельствует о низкой активности предпринимателей в поиске кредитных ре¬сурсов.
Таблица 22
Отраслевая структура поданных в 2000 году заявок
Отрасль Количество заявок Сумма запрашиваемых кредитов
Шт. В % к итогу Тыс. руб. В % к ито-гу
Строительство и ре-монтно-строительные работы 2 5,3 550 4,1
Лесозаготовка и лесопе-реработка 1 2,6 1500 11,1
Пищевая промышлен-ность 13 34,2 6760 49,8
Фармацевтика 1 2,6 500 3,7
Легкая промышлен-ность 2 5,3 500 3,7
Крестьянско-фермер-ские хозяйства 4 10,5 1154 8,5
Автоуслуги 2 5,3 1000 7,4
Бытовые услуги 3 7,9 600 4,4
Юридические услуги 1 2,6 200 1,5
Обучение 2 5,3 100 0,7
Общественное питание 2 5,3 100 0,7
Торговля 5 13,2 600 4,4
Всего заявок 38 100 13564 100
Согласно данным таблицы 23, на 2000 год приходится более 50% от общего количества профинансированных проектов, что связано с увеличением кредитных ресурсов за счет поступления финансирования из бюджета денежными средствами, а также значительным объемом средств, выделенных на поддержку угольной отрасли, которые направлены в соответствии с подписанными соглашениями на кредитование проектов в Чернышевском районе Читинской области.
Таблица 23
Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах
Год Профинансированные про¬екты Профинансировано проек-тов на сумму
количество В % к итогу Тыс. руб. В % к итогу
1997 1 2,1 500 3,8
1998 12 25,0 2800 21,3
1999 10 20,8 2609 19,9
2000 25 52,1 7212 55,0
итого 48 100 13121 100
В отраслевой структуре профинансированных в 1997 - 2000 годах проектов на долю отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства приходится 78,5 % от общей суммы финансирования. Как показывает таблица 24, размеры кредитов предприятиям, осуществляющим свою деятельность в пище¬вой промышленности, строительстве и производстве строительных материалов, фармацевтике были сравнительно больше.
В 2000 г. значительно изменилась отраслевая структура выданных кредитов, более половины денежных средств Фонда было направлено на финансирование проектов пищевой промышленности. Данная отрасль на протяжении несколь¬ких лет занимает значительный удельный вес в структуре кредитов, но в 2000 г. эта тенденция усилилась. Возросла доля финансирования крестьянско-фермер¬ских хозяйств. Уменьшились объемы кредитования в отраслях строительства и лесопереработки, что связано с высокой капиталоемкостью этих производств. Максимальный размер кредитов, выдаваемых Фондом, - 500 000 рублей, что не может покрыть затраты на организацию крупного строительства или лесопере-рабатывающего производства /12/.
В 2000 году произошло увеличение доли коммерческих проектов, что было обусловлено отсутствием достаточного количества проработанных и обеспеченных заявок в других отраслях и социальной направленностью про-фи¬нансированных проектов.
Таблица 24
Отраслевая структура проектов, профинансированных в 1997 - 2000 годах.
Отрасль Коли-чество проек-тов Сумма кредитов Структурное соот-ношение, в %
По коли-честву По сум-ме
Крестьянско-фермерские хо-зяйства 7 1 344 000 14,6 10,0
Пищевая промышленность 9 5 178 836 18,8 38,6
Лесозаготовка и лесоперера-ботка 2 968 416 4,2 7,2
Фармацевтика 2 900 000 4,2 6,7
Производство строительных материалов, СМР 8 1450 000 16,7 10,8
Услуги связи 1 380 000 2,1 2,8
Швейное производство 3 699 320 6,3 5,2
Услуги общепита 2 100 000 4,2 0,8
Торговля 8 1 150 000 16,7 8,6
Автоуслуги 2 600 962 4,2 4,5
Бытовое обслуживание 1 50 000 2,1 0,4
Обучение 2 100 000 4,2 0,8
Юридические услуги 1 200 000 2.1 1,5
итого 48 13 121 534 100,0 100,0
Анализ средней ставки по выданным кредитам позволяет говорить о низ-кой стоимости заемных средств для субъектов малого предпринимательства. Сред¬няя процентная ставка по проектам, профинансированным в 2000 году, нахо¬дится на уровне 22,38%, что значительно ниже средней банковской ставки, сложившейся в регионе.
Как следует из таблицы 25, среди заемщиков Фонда преобладают индивидуаль¬ные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью, что можно объяснить доминированием их в общем объеме действующих субъектов предпринимательства.
Таблица 25
Организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства, по¬лучивших кредиты Фонда в 2000 году
Организационно-правовая форма Кредитные договора Структурное соотноше-ние
количество На сум-му По количе-ству, в % По сумме, в %
1 2 3 4 5
Юридические лица, всего
В том числе 12 5761 836 48 79,9
ЗАО 2 500 000 8 6,9
ООО 8 2 227 036 32 30,9
Производственные ко-оперативы 1 2 884 800 4 40,0
МУП 1 150 000 4 2,1
Физические лица * , всего
В том числе 13 1 450 000 52 20,1
Крестьянско-фермерские хозяйства 3 600 000 12 8,3
Продолжение таблицы 25
1 2 3 4 5
Индивидуальные пред-приниматели 10 850 000 40 11,8
Всего 25 7 211 836 100 100
*- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
Очевидно, что индивидуальные предприниматели обращаются чаще (40% от общего количества), но берут небольшие кредиты (12% от общей суммы выданных кредитов). Обратная ситуация наблюдается в отношении юридических лиц: 80% общей суммы составляют кредиты, выданные юридическим лицам, тогда как по количеству профинансированных проектов они занимают лишь 48%.
Фонд ежемесячно проводит мониторинг платежей заемщиков. При нарушении сроков возврата, предусмотренных графиками, ведется претензионная работа, применяются санкции, призванные повысить ответственность и заинтересованность заемщиками в своевременном внесении платежей. Контроль за целевым направлением денежных средств включает обычно 3 этапа:
1) расходование средств на приобретение оборудования/материалов, преду-смотренных бизнес-планом.
2) Организация производства/запуск объекта.
3) Поступление выручки от реализации продукции/услуг /12/.
При заключении соглашения о пролонгации кредитного договора принимается во внимание не только объективная невозможность заемщика рассчитаться в установленный срок, но и такие факторы как:
1) Целевое расходование средств Фонда:
2) Объективные препятствия, не позволившие выйти на проектную мощность по бизнес – плану;
3) наличие условий, указывающих на возможность заемщика рассчитаться по кредиту в случае уве
скачать бесплатно Влияние малого бизнеса на развитие экономики
Содержание дипломной работы
ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ1.1 Экономическая сущность малого бизнеса
1.2 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран
1.3 Роль и место малого бизнеса в российской экономике
1.3.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России
1.3.2 Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы.
1.3.3 Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики
1.4. Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Развитие малого бизнеса в Читинской области
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда
2.5. Место малых предприятий в производстве товаров и услуг
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса
2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринима-тельства
2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого пред-принимательства в Читинской области на 2001-2002г.г.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАР-СТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ
3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса
3.2 Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении област-ного государственного заказа на малом предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ