перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
2. Комплексный подход в тарифной политике. 2.1. Соотношение цены и качества как фактор конкурентоспособности жилищно-коммунальных услуг
Рынок жилищно-коммунальных услуг характеризуется наличием конкурентных и монопольных сегментов (смешанный тип рынка). Отраслями жилищно-коммунального хозяйства, в которых возможна развитая конкуренция, являются: техническое обслуживание и содержание жилищного фонда, в частности, обслуживание и ремонт внутридомовых систем (сантехнических, электротехнических, теплоснабжения); ремонтно-строительные работы; техобслуживание лифтов; техобслуживание телевизионных антенн; обслуживание электроплит; обслуживание наружного освещения; обслуживание и ремонт инженерного оборудования, мест общего пользования и содержание придомовой территории; вывоз твердых и жидких бытовых отходов; управление жилищным фондом; установка и ремонт приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды; озеленение территорий; ритуальные услуги. Отраслями жилищно-коммунального хозяйства, привязанными к инженерным сетям, в которых действуют субъекты естественных локальных монополий, являются водоснабжение и водоотведение; теплоснабжение; электроснабжение; газоснабжение. В настоящее время проводится политика выделения в общей деятельности монопольных структур отдельных сфер, которые они могут передать на условиях субподряда другим хозяйствующим субъектам – сторонним организациям (работы по ремонту и перекладке наружных инженерных сетей; работы по ремонту и техническому обслуживанию электроизмерительных приборов). Для отдельных сфер деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг, в частности, для управления жилищным фондом, в программных документах прогнозировался постепенный переход на конкурентные отношения. Управление жилищным фондом остается той сферой деятельности, в которой сохраняются административные методы хозяйствования. Ситуация с внедрением и развитием конкурентных основ в сферу управления жилищным фондом на данный момент неблагоприятна, так как существующая сеть созданных служб заказчика и товариществ собственников жилья недостаточна для развития конкуренции в сфере управления жилищным фондом. Необходимо упорядочение ценообразования в сфере ЖКХ (особенно на услуги естественных монополий) на основе совершенствования федерального законодательства. В 1995 г. из проекта Федерального закона «О естественных монополиях» была исключена такая сфера естественно-монополистической деятельности, как жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение, канализация и пр.), реформирование жилищно-коммунального хозяйства началось без должного правового урегулирования этих монопольных сфер. В результате ценовая политика в секторе ЖКХ является в настоящее время неупорядоченной (основы ценовой политики в соответствии с подпунктом ж) ст.71 Конституции Российской Федерации находятся в исключительном ведении Российской Федерации; кроме того, в соответствии с п.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, частью второй п.2 ст.1, п.2 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение правоспособности юридических лиц, в том числе в сфере ценообразования, может быть введено только федеральным законом). Очевидно, что при значительной доле субъектов естественных локальных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства размеры устанавливаемых ими тарифов на оказываемые услуги существенно влияют на весь ценовой фон данной сферы. Такое отсутствие альтернативных поставщиков в системе ЖКУ имеет также следствием для потребителя необходимость оплаты указанных услуг по завышенным ценам и тарифам, рост которых не предполагает тесной связи с повышением качества данных услуг. [19].
Основной причиной медленного развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства является сильное влияние административных, а не экономических рычагов воздействия на предприятия, занимающихся предоставлением жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь—со стороны местных администраций. Это, в частности, находит отражение в отсутствии развитых договорных отношений на предоставление жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде. По-прежнему, у руководителей местных органов власти существует иллюзия, что административным путем можно получить лучшие результаты за меньшие деньги, чем при создании необходимых экономических, рыночных механизмов хозяйствования.
Отсутствие эффективных договорных отношений приводит к значительной финансовой неопределенности деятельности жилищно-коммунальных предприятий, большой финансовой задолженности части потребителей (в первую очередь—бюджетных) перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Это, в свою очередь, побуждает поставщиков услуг диктовать условия поставки другим, более мелким потребителям, например, товариществам собственникам жилья. Все эти факторы делают сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг сегодня малопривлекательной для частного капитала.
Итак, возможно ли на сегодняшний день проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотраслях жилищно-коммунального хозяйства? Возможность создания конкурентной среды и подходы к демонополизации объектов коммунального назначения весьма различны для предприятий различных подотраслей, что диктует необходимость их раздельного рассмотрения. По признаку возможности создания конкурентной среды можно условно выделить следующие четыре группы:
-- подотрасли потенциально конкурентные, где развитие конкуренции сдерживается существующей структурой управления подотраслью (жилищное хозяйство);
-- подотрасли естественных локальных монополий. Это, как правило, организации инфраструктурного обеспечения коммунальными услугами - теплоснабжение, водоснабжение и канализация, электроснабжение и т.д.;
-- подотрасли, сочетающие в себе элементы потенциально монопольных и потенциально конкурентных структур (дорожно-мостовое хозяйство, санитарная очистка и утилизация бытовых отходов, озеленение, ритуальное обслуживание);
-- подотрасли с достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями (гостиничное хозяйство, банно-прачечное хозяйство).
Специфика жилищного хозяйства заключается в том, что фактическое отсутствие конкурентной среды вызвано в большинстве случаев субъективными причинами, в первую очередь—сложившейся в дорыночный период затратной хозяйственной структурой содержания жилищного фонда и искаженной системой ценообразования в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг. Создание конкурентной среды в жилищной подотрасли зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
От лица собственников государственного жилищного фонда Российской Федерации и ее субъектов на практике выступают специализированные подразделения или структуры органов государственной власти (комитеты по управлению государственным имуществом, департаменты жилищно-коммунального хозяйства и т.п.), а также предприятия различных форм собственности, которым жилищный фонд передан в хозяйственное ведение или оперативное управление (ведомственный жилищный фонд).
От лица собственников муниципального жилищного фонда выступают, как правило, специализированные структуры или подразделения органов местного самоуправления (комитеты по управлению муниципальным имуществом, управления жилищно-коммунального хозяйства).
Частные собственники могут быть представлены юридическими и физическими лицами, имеющими в собственности жилищный фонд, товариществами собственников жилья или другими организациями, объединяющими непосредственно собственников жилых и нежилых помещений в жилых зданиях (кондоминиумах).[10]
В настоящее время все более важной проблемой становится жесткое регулирование и контроль работы коммунальных служб—естественных монополий районного масштаба. Должны быть созданы условия для развития конкуренции. К сферам деятельности, где возможно развитие конкуренции, можно отнести, например, разработку и внедрение альтернативных форм предоставления коммунальных услуг, в том числе предусматривающих создание автономных систем обеспечения, а также предоставление населению отдельных видов коммунальных услуг, не связанных с инфраструктурными объектами. Ключевая задача—снижение издержек на основе экономного и разумного использования ресурсов. Содержание жилищно-коммунального хозяйства должно стать дешевле.В основе всего дол
скачать бесплатно Система оплаты жилья
Содержание дипломной работы
Введение
1. Экономико-организационный механизм предоставления жилищно-коммунальных услуг 1.1. Общая характеристика жилищно-коммунальных услуг
1.2. Существующий механизм ценообразования в жилищно-коммунальной сфере
1.3. Проблемы проведения тарифной политики и пути ее совершенствования
2. Комплексный подход в тарифной политике. 2.1. Соотношение цены и качества как фактор конкурентоспособности жилищно-коммунальных услуг
2.2. Договорные отношения как инструмент защиты прав потребителей
2.3. Переход к пообъектному управлению жилищным фондом
1. Электроэнергия
2. Отопление и горячее водоснабжение
2.1.Отопление
2.2. Горячее водоснабжение
3. Холодное водоснабжение и водоотведение
4. Лифт
5. Вывоз ТБО и обслуживание мусоропроводов
6. Содержание и текущий ремонт
6.1 Подготовка дома к зиме.
6.2. Ремонтный фонд.
7. Резервный фонд
8. Капитальный ремонт
9. Найм жилья
3. Экономическое обоснование тарифной ставки на жилищно-эксплуатационные услуги. 3.1. Нормативная база для расчета тарифной ставки на жилищно-эксплуатационные услуги
3.2. Методический подход к определению стоимости эксплуатации жилья по объектам-представителям
Составим расчет тарифа для всех пяти объектов.
Заключение
Список литературы