перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
1. Экономико-организационный механизм предоставления жилищно-коммунальных услуг 1.1. Общая характеристика жилищно-коммунальных услуг
Жилищное хозяйство является одной их ведущих отраслей в сфере городского хозяйства. Жилищно-коммунальные услуги (далее ЖКУ)—это комплекс работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по доведению основных видов коммунального обслуживания до непосредственных потребителей. Однако, в большинстве городов страны, особенно крупных, уровень жилищно-коммунального обслуживания остается низким и не соответствует предъявляемым требованиям; возложенные на него задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. Особенно явно это проявляется в крупных городах, таких как, например, Санкт-Петербург, так как в нем сосредоточен огромный жилищный фонд, концентрированно проживает большая часть населения страны, сосредоточены основные мощности жилищно-коммунальных предприятий. Именно здесь наиболее ярко проявляются негативные черты жилищной сферы: абсолютный монополизм, чрезмерная ведомственность, недостаточная квалификация кадров, техническая и технологическая отсталость и, как результат, неудовлетворительный уровень работы, игнорирование интересов населения и низкое качество предоставляемых услуг потребителям. Жилищно-коммунальное хозяйство непосредственно связано с населением и является ведущим в технологической цепочке обслуживания населения.[18]
Для ЖКУ характерны:
а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;
б) социальная значимость;
в) низкая заменяемость другими услугами.
Существенной особенностью отрасли коммунального хозяйства является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг. Большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).[10]
Как и за любые другие, граждане обязаны вносить плату за пользование жилыми помещениями и плату за коммунальные услуги. Платежи за коммунальные услуги взимаются помимо квартирной платы. В современном понимании квартирная плата—это плата за жилое помещение (наем площади), которое принадлежит иному собственнику—муниципалитету, субъекту Федерации, государству, частной компании и т.д. При этом оплату за услуги можно условно подразделить на платежи: за тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, эксплуатацию, содержание и ремонт общего имущества дома и уборку придомовой территории.[3]
Наймодатель (государство, частная компания и т.д.) за плату обеспечивает эксплуатацию жилого дома, в котором находится жилое помещение, сданное в наем, ремонт общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, и предоставление коммунальных услуг. Наниматель же в свою очередь обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.[2] Расчет ставок платы за наем осуществляется на основании «Методических указаний по расчету ставок платы за наем», утвержденных приказами Минстроя России и Минфина России от 02.12.96 № 17-152.
Утвержденная распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 28.02.2003 № 359-ра структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включает плату:
за содержание, текущий ремонт и обслуживание жилищного фонда;
за капитальный ремонт жилищного фонда;
за наем жилья (для нанимателей жилья).
В соответствии с данным документом учет средств, собранных в виде платы за наем, ведется отдельно от других финансовых средств, поступает в распоряжение собственника жилого помещения и целевым образом расходуется на полное восстановление или реконструкцию дома. По решению собственника дома средства могут быть использованы на капитальный ремонт принадлежащего ему жилищного фонда.
Рыночные преобразования мало затронули жилищно-коммунальную сферу. Все держится на бюджетных вливаниях, которые в 2002 г. превысили 4% ВВП страны и составляют до 30% местных бюджетов. Хотя по отдельным направлениям одновременно с реформированием экономики было принято более 40 законодательных и нормативно-правовых документов, Закон «Об основах федеральной жилищной политики» и соответствующее постановление правительства. Это позволило перейти на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, сократить выделение бюджетных средств на содержание жилья и, соответственно, увеличить долю платежей населения в доходах ЖКХ [6]. И все же отрасль жилищно-коммунального хозяйства не стала даже самоокупаемой, поскольку тарифы росли меньшими темпами, чем цены на промышленную продукцию. Государственные целевые программы «Жилище» и «Свой дом» также отразили необходимость реформирования жилищно-коммунальных правоотношений.
В соответствии с Указом Президента «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов» происходит разделение функций заказчика и подрядчика и переход на договорные отношения между соответствующими предприятиями. В Петербурге худо-бедно реализован план создания службы заказчика. В каждом районе создано свое жилищное агентство (РЖА), выполняющее функцию заказчика, бывшие РЭУ переименованы в ГУРЭПы—подрядные организации. Правда, конкурсные отборы подрядчиков на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда носят пока формальный характер. Сегодня в России население оплачивает (конечно, когда оплачивает) около половины расходов ЖКХ. В Петербурге этот показатель составляет 90%. За остальное, а если учесть неплатежи населения, то почти за все, платит государство (также, когда платит) в виде дотаций. Причем дотации распределяются весьма и весьма неправильно. Тем, кто владеет большой квартирой высокого качества, доплачивается много, а социально необеспеченным гражданам, проживающим зачастую в ужасных условиях, - мало. Выходит, что средства, во-первых, распыляются, а во-вторых, не доходят к тем, кому помощь действительно необходима [23]. Сборник «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» утверждает список обязанностей по содержанию и ремонту жилищного фонда РЖА с целью:
-защиты законных прав и интересов потребителей в жилищной сфере;
-обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
-проведения единой технической политики в жилищной сфере;
-обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Собственник жилищного фонда непосредственно или через уполномоченные им органы выступает заказчиком на обслуживание жилых домов, а также тепло-, электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение (канализацию). Содержание и ремонт жилых домов может осуществляться организациями различных организационно-правовых форм, как правило на конкурсной основе на основании заключенного договора. Проведение конкурсов на право обслуживания жилых домов позволяет повысить требования к качеству содержания и ремонта жилых домов на основании минимальных стандартов качества, установленных субъектами Российской Федерации, а также определить стоимость работ. Проведение конкурса регламентируется «Примерным положением о порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных фондов», утвержденным приказом Минстроя России от 19.06.96 г. N 1773 [11].
Для покрытия затрат на жилищно-коммунальные услуги за счет средств населения, органы местного самоуправления утверждают:
-тарифы, определенные исходя из экономически обоснованных затрат на предоставление услуг или выполнение работ, являющиеся основой для расчетов с подрядчиками (исполнителями)
скачать бесплатно Система оплаты жилья
Содержание дипломной работы
Введение
1. Экономико-организационный механизм предоставления жилищно-коммунальных услуг 1.1. Общая характеристика жилищно-коммунальных услуг
1.2. Существующий механизм ценообразования в жилищно-коммунальной сфере
1.3. Проблемы проведения тарифной политики и пути ее совершенствования
2. Комплексный подход в тарифной политике. 2.1. Соотношение цены и качества как фактор конкурентоспособности жилищно-коммунальных услуг
2.2. Договорные отношения как инструмент защиты прав потребителей
2.3. Переход к пообъектному управлению жилищным фондом
1. Электроэнергия
2. Отопление и горячее водоснабжение
2.1.Отопление
2.2. Горячее водоснабжение
3. Холодное водоснабжение и водоотведение
4. Лифт
5. Вывоз ТБО и обслуживание мусоропроводов
6. Содержание и текущий ремонт
6.1 Подготовка дома к зиме.
6.2. Ремонтный фонд.
7. Резервный фонд
8. Капитальный ремонт
9. Найм жилья
3. Экономическое обоснование тарифной ставки на жилищно-эксплуатационные услуги. 3.1. Нормативная база для расчета тарифной ставки на жилищно-эксплуатационные услуги
3.2. Методический подход к определению стоимости эксплуатации жилья по объектам-представителям
Составим расчет тарифа для всех пяти объектов.
Заключение
Список литературы