перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ 3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса
Как показал анализ, реальный потенциал малого бизнеса, который так необходим для динамичного экономического развития области, до сих пор не занял соответствующего положения в экономике. В настоящее время уровень развития малого предпринимательства является недостаточным с точки зрения требований рыночного хозяйства. Концентрация числа малых предприятий на территории области существенно ниже, чем требуется для оптимальной структуры рыночной экономики. По оценкам Министерства экономики РФ и экспертов Российской ассоциации развития малого предпринимательства, число малых предприятий для создания критической массы малого предпринимательства должно быть как минимум в 4 – 5 раз больше /3/.
При сохранении существующей тенденции развития малых предприятий кардинальных изменений в сфере малого бизнеса в ближайшие годы не произойдет. Согласно прогнозу, составленному на основе статистических данных и анализа влияния малого бизнеса во второй части дипломной работы, число малых предприятий к 2003 году увеличиться на 4,3%, численность занятых - на 3,8%. Отраслевая структура малых предприятий, численности занятых на них практически не изменится, по-прежнему доминирующие позиции останутся за сферой торговли и общественного питания (Таблица 28 ).
Объемы выпускаемой продукции и инвестиций как в целом по малым предприятиям, так и в разрезе ведущих отраслей будут постепенно увеличиваться. В структуре производимой малыми предприятиями продукции и услуг наибольший удельный вес сохранится за сферой торговли и общественного питания, а наибольшая доля инвестиций по-прежнему будет принадлежать строительству.
Таблица 28
Прогноз основных показателей развития малых предприятий до 2003 года
Прогнозная оценка влияния малого бизнеса на развитие экономики области, составленная на основе прогноза основных показателей развития малых предприятий, свидетельствует о дальнейшем повышении роли малого бизнеса в социально-экономической жизни области (Таблицы 29, 30, 31 ). Однако, темпы роста влияния малого бизнеса на увеличение занятости, объемов производства и капитальных вложений будут недостаточными для того, чтобы способствовать в значительной мере экономическому развитию области.
Таблица 29
Прогноз удельного веса произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в объеме выпускаемой продукции по отраслям экономики до 2003 года, %
Таблица 30
Прогноз удельного веса занятых на малых предприятиях в общей численности занятых по отраслям экономики до 2003 года, %
Таблица 31
Прогноз удельного веса инвестиций МП в общем объеме инвестиций и по отраслям экономики до 2003 года ,%
Очевидно, что для полного использования потенциала малого бизнеса в интересах экономики области, необходимо создание благоприятных условий для его развития. В этом деле первостепенная роль отводится региональным органам государственной власти, формирующим политику поддержки и развития малого предпринимательства на уровне области.
Предшествующий анализ региональной политики в области поддержки и развития малого бизнеса показал, что в системе поддержки произошли качественные изменения, но тем не менее вклад данной политики в усилении роли малого бизнеса в экономике достаточно скромен. Поэтому совершенствование механизма поддержки малого бизнеса важно не само по себе, а именно в той степени, в которой это будет способствовать устойчивому экономическому развитию области. В соответствии с этим критериями эффективности реализации областной программы поддержки и развития малого предпринимательства должны стать показатели роста влияния малого бизнеса в развитии экономики области. В перечень данных критериев должны войти следующие показатели:
1. Обобщающий показатель эффективности региональной программы (Эо ):
Эо=Рс / Зс, (1)
где Рс - совокупные результаты, полученные от реализации программы (сумма произведенной малыми предприятиями продукции, работ и услуг или сумма налогов, уплаченная в бюджет);
Зс – совокупные затраты в течение срока реализации программы (например, бюджетные средства, выделенные на финансирование программы).
2. Доля малых предприятий в налоговых доходах бюджета (Дб ):
Дб=Нмп / Нб * 100, (2)
где Нмп – сумма налогов, уплаченных малыми предприятиями;
Нб – налоговые доходы бюджета.
Доля малых предприятий в валовом региональном продукте (Дврп ):
Дврп=Пмп / ВРП * 100, (3)
где Пмп – объем продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, в денежном выражении;
ВРП – объем валового регионального продукта (руб.).
Плотность малых предприятий (Р):
Р=Кмп / Ч*100, (4)
где Кмп – количество малых предприятий в регионе;
Ч – численность населения региона.
Доля занятых в малом бизнесе в экономически активном населении региона (Дч ):
Дч=Чмп / Ча*100, (5)
где Чмп – численность занятых в малом бизнесе;
Ча – численность экономически активного населения региона.
Доля созданных на малых предприятиях рабочих мест в общей численности экономически активного населения (Дс ):
Дс=Чн / Ча*100, (6)
где Чн – количество новых рабочих мест, созданных в сфере малого бизнеса
Таким образом, совершенствование механизма поддержки малого предпринимательства должно способствовать более быстрым темпам роста влияния малого бизнеса на развитие экономики области, по сравнению с прогнозной оценкой. В соответствии с этим одной из главных задач государственной политики поддержки малого бизнеса является поиск и использование новых возможностей для увеличения роли малых предприятий в социально-экономической жизни области.
В данном направлении перспективным является создание нормативно-правовой базы для формирования кредитных и страховых союзов, кооперативов как основы взаимного финансирования и кредитования субъектов малого предпринимательства. В случае успеха «задолженность» перед бюджетом по налогам возвращается сторицей за счет расширения налогооблагаемой базы, повышения товарооборота.
На сегодняшний день остаются неиспользованными возможности привлечения в малый бизнес финансовых средств с помощью создания системы финансирования малых предприятий на основе предоставления гарантий Администрации области банковскому сектору.
Подтвержденная опытом других регионов эффективность лизинговых операций в сфере малого бизнеса свидетельствует о необходимости развития лизинга как инструмента поддержки малых предприятий в нашей области.
В соответствии с производственной специализацией экономики области увеличения влияния малого бизнеса в промышленности, особенно в горнодобывающей и сопутствующих ей отраслях, должно являться наиболее приоритетным направлением в политике государственной поддержки малых предприятий. Для стимулирования развития малого бизнеса в промышленности наиболее эффективным средством является создание механизма льготного налогообложения малых предприятий, занимающихся приоритетными для экономики области видами деятельности.
Перспективной возможностью для увеличения роли малого бизнеса в экономике области, особенно в промышленности, является привлечение малых предприятий к поставкам продукции и услуг для областных и муниципальных нужд.
скачать бесплатно Влияние малого бизнеса на развитие экономики
Содержание дипломной работы
ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ Экономическая сущность малого бизнеса
1.2 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран
1.3 Роль и место малого бизнеса в российской экономике 1.3.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России
1.3.2 Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы.
1.3.3 Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики
1.4. Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1. Развитие малого бизнеса в Читинской области
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда
2.5. Место малых предприятий в производстве товаров и услуг
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса 2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства
2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ 3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса
3.2 Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении областного государственного заказа на малом предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ