2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства


перейти к полному списку дипломных проектов

Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички

2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства

Программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998 – 1999 годы» предусматривалось выделение кредитов для реализации приоритетных инвестиционных проектов, отбираемых на конкурсной основе. Ресурсное обеспечение указанного направления составляло 92,5% от общего объема финансирования Программы. Поэтому финансирование проектов производится на конкурсной основе, при этом предпочтение отдается проектам, осуществляемым в приоритетных для области направлениях, указанных в Программе. Кредиты выдаются с соблюдением основных принципов кредитования – возвратности, срочности, целевого использования, платности и обеспеченности.

Заявки предпринимателей, обратившихся в Фонд за получением кредита, регистрируются и проходят экспертизу. Как видно из таблицы 22, максимальное количество заявок поступает от предприятий пищевой промышленности (34,2% от общего количества), что обусловлено рядом причин:

Наличие в регионе сырья по сравнительно низким ценам;

Невысокая капиталоемкость производства;

Конечный продукт входит в число товаров повседневного спроса.

Деятельность крестьянско-фермерских хозяйств в целом направлена также на производство и первичную переработку сельхозпродукции.

Поступающие заявки на выделение кредитов с целью пополнения оборотных средств для ведения торгово-закупочной деятельности допускаются к участию в конкурсе только при условии реинвестирования прибыли на организацию производства, либо выполнения мероприятий социальной направленности /12/. Всего за 2000 год от субъектов малого бизнеса поступило 38 заявок, что свидетельствует о низкой активности предпринимателей в поиске кредитных ресурсов.

Таблица 22

Отраслевая структура поданных в 2000 году заявок

Согласно данным таблицы 23, на 2000 год приходится более 50% от общего количества профинансированных проектов, что связано с увеличением кредитных ресурсов за счет поступления финансирования из бюджета денежными средствами, а также значительным объемом средств, выделенных на поддержку угольной отрасли, которые направлены в соответствии с подписанными соглашениями на кредитование проектов в Чернышевском районе Читинской области.

Таблица 23

Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах

В отраслевой структуре профинансированных в 1997 - 2000 годах проектов на долю отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства приходится 78,5 % от общей суммы финансирования. Как показывает таблица 24, размеры кредитов предприятиям, осуществляющим свою деятельность в пищевой промышленности, строительстве и производстве строительных материалов, фармацевтике были сравнительно больше.

В 2000 г. значительно изменилась отраслевая структура выданных кредитов, более половины денежных средств Фонда было направлено на финансирование проектов пищевой промышленности. Данная отрасль на протяжении нескольких лет занимает значительный удельный вес в структуре кредитов, но в 2000 г. эта тенденция усилилась. Возросла доля финансирования крестьянско-фермерских хозяйств. Уменьшились объемы кредитования в отраслях строительства и лесопереработки, что связано с высокой капиталоемкостью этих производств. Максимальный размер кредитов, выдаваемых Фондом, - 500 000 рублей, что не может покрыть затраты на организацию крупного строительства или лесоперерабатывающего производства /12/.

В 2000 году произошло увеличение доли коммерческих проектов, что было обусловлено отсутствием достаточного количества проработанных и обеспеченных заявок в других отраслях и социальной направленностью профинансированных проектов.

Таблица 24

Отраслевая структура проектов, профинансированных в 1997 - 2000 годах.

Анализ средней ставки по выданным кредитам позволяет говорить о низкой стоимости заемных средств для субъектов малого предпринимательства. Средняя процентная ставка по проектам, профинансированным в 2000 году, находится на уровне 22,38%, что значительно ниже средней банковской ставки, сложившейся в регионе.

Как следует из таблицы 25, среди заемщиков Фонда преобладают индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью, что можно объяснить доминированием их в общем объеме действующих субъектов предпринимательства.

Таблица 25

Организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства, получивших кредиты Фонда в 2000 году

*- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Очевидно, что индивидуальные предприниматели обращаются чаще (40% от общего количества), но берут небольшие кредиты (12% от общей суммы выданных кредитов). Обратная ситуация наблюдается в отношении юридических лиц: 80% общей суммы составляют кредиты, выданные юридическим лицам, тогда как по количеству профинансированных проектов они занимают лишь 48%.

Фонд ежемесячно проводит мониторинг платежей заемщиков. При нарушении сроков возврата, предусмотренных графиками, ведется претензионная работа, применяются санкции, призванные повысить ответственность и заинтересованность заемщиками в своевременном внесении платежей. Контроль за целевым направлением денежных средств включает обычно 3 этапа:

расходование средств на приобретение оборудования/материалов, предусмотренных бизнес-планом.

Организация производства/запуск объекта.

Поступление выручки от реализации продукции/услуг /12/.

При заключении соглашения о пролонгации кредитного договора принимается во внимание не только объективная невозможность заемщика рассчитаться в установленный срок, но и такие факторы как:

Целевое расходование средств Фонда:

Объективные препятствия, не позволившие выйти на проектную мощность по бизнес – плану;

наличие условий, указывающих на возможность заемщика рассчитаться по кредиту в случае увеличения срока действия кредитного договора /12/.

Для улучшения возвратности кредитов в 2000 году усилена работа по рассмотрению документов, оценке финансового состояния заемщика и реальности предлагаемого к финансированию проекта. По залоговым обязательствам проводится экспертиза с целью определения реальной стоимости имущества и возможности его быстрой реализации. Автотранспортные средства принимаются в обеспечение только при условии страхования их в пользу Фонда.

По поручительствам оценивается финансовое состояние и уровень оборотов по расчетным счетам организации, предоставляющей обеспечение. У заемщиков, ведущих свою деятельность в районах области, обязательно запрашивается поручительство Администрации района.

Данные таблицы 26 показывают, что основным видом обеспечения кредитов является залог (65,2% в структуре обеспечения), при этом чаще применяется залог товаров в обороте и залог оборудования. Нужно отметить, что залог товаров в обороте возможен только в качестве дополнительного обеспечения. В 2000 году произошло значительное сокращение залога недвижимости, причинами которого явились высокая стоимость и формализованность процедуры оформления залога.

Финансирование инвестиционных проектов позволило расширить деловую и инвестиционную активность в сфере производственного предпринимательства. По проектам, профинансированным в 2000 г., эффективность и результативность мероприятий может быть оценена следующими показателями:

создано 90 новых рабочих мест;

поступления в бюджет и внебюджетные фонды составили около 5 млн. рублей;

объем произведенной продукции в стоимостном выражении составил более 30 млн. рублей

Таблица 26

Структура обеспечения выданных Фондом кредитов

*В ряде случаев практикуется одновременное применение нескольких видов обеспечения – поручительство + залог, страхование + залог, поручительство + залог + страхование. . .

Таким образом, в результате деятельности фонда поддержки и развития малого предпринимательства в 2000 году было обеспечено увеличение

скачать бесплатно Влияние малого бизнеса на развитие экономики

Содержание дипломной работы

ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ Экономическая сущность малого бизнеса
1.2 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран
1.3 Роль и место малого бизнеса в российской экономике 1.3.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России
1.3.2 Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы.
1.3.3 Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики
1.4. Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1. Развитие малого бизнеса в Читинской области
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда
2.5. Место малых предприятий в производстве товаров и услуг
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса 2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства
2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ 3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса
3.2 Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении областного государственного заказа на малом предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

заработать

Закачай файл и получай деньги