2.5. Место малых предприятий в производстве товаров и услуг


перейти к полному списку дипломных проектов

Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички

2.5. Место малых предприятий в производстве товаров и услуг

Для определения роли малого бизнеса в производстве товаров и услуг был рассчитан удельный вес выпускаемой малыми предприятиями продукции в общем объеме выпуска по наиболее значимым для экономики области отраслям (на основе данных таблицы 15).

Таблица 15

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями в фактических ценах, тыс. руб.

Влияние малых предприятий на производство товаров и услуг в целом по области красноречиво характеризует удельный вес произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в валовом региональном продукте (Табл.13). В течение 1998-2000 годов этот показатель практически не изменялся, оставаясь равным 6% (только в 2000 году произошло увеличение на 0,1%).

Таблица 16

Удельный вес произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в ВРП и по отдельным отраслям экономики, %

О снижении активности участников малого бизнеса в сфере строительства свидетельствует сокращение удельного веса произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в объеме произведенной строительной продукции.

На протяжении 1998-2000 годов влияние малых предприятий на объемы производства продукции в сельском хозяйстве оставалось незначительным. В силу убыточности сельского хозяйства малые предприятия не стремятся к наращиванию выпуска сельскохозяйственной продукции.

Так как на транспорте большая доля услуг находится в сфере влияния естественной монополии (железнодорожный транспорт), роль малых предприятий в предоставлении транспортных услуг незначительна.

Как следует из таблицы 16, постепенно увеличивается доля предоставляемых малыми предприятиями услуг связи в общеотраслевом объеме услуг.

Стабильное повышение роли малых предприятий в предоставлении платных услуг населению свидетельствует о более динамичном развитии малого бизнеса в сфере платных услуг, по сравнению с более крупным бизнесом. Малые предприятий, осуществляющие свою деятельность в сфере информационно-вычислительного обслуживания, материально-технического снабжения и сбыта, торговли и общественного питания, а также на транспорте и в связи, успешно внедряются на рынок платных услуг. Тем не менее очевидно, что малый бизнес призван оказывать большее влияние на объемы платных услуг населению, по сравнению с его ролью на данном этапе.

Как показывает таблица 16, удельный вес произведенной малыми предприятиями продукции в объеме произведенной продукции промышленности сравнительно выше, чем в сельском хозяйстве, и значительно ниже, чем в строительстве.

В структуре произведенной малыми предприятиями продукции и услуг в разрезе отраслей промышленности наибольший удельный вес приходится на цветную металлургию, топливную и пищевую промышленность (в соответствии с данными таблицы 15). Для рассмотрения влияния малого бизнеса на развитие отраслей промышленности были проведены расчеты удельного веса произведенной малыми предприятиями продукции в общем объеме производства по данным отраслям.

Как следует из таблицы 17, если в целом по промышленности доля произведенной малыми предприятиями продукции в общем выпуске товаров и услуг невелика (4% в 1999 и 2000г.г.), то в отдельных отраслях промышленности влияние малого бизнеса более значительно.

Таблица 17

Доля произведенной малыми предприятиями продукции в выпуске товаров и услуг по отраслям промышленности, в %

В 2000 году более 90% от объема произведенных товаров и услуг в легкой промышленности приходилось на долю малых предприятий. Столь высокий удельный вес малых предприятий свидетельствует об укреплении позиций малого бизнеса и снижении конкуренции со стороны более крупных предприятий в легкой промышленности.

Заметно возросла роль малых предприятий в выпуске товаров и услуг в лесной и деревообрабатывающей промышленности. В 1999 году прирост объема производства на малых предприятиях, осуществляющих заготовку и переработку древесины, был более чем в 4 раза больше, чем в целом по отрасли (Таблица 18). В 2000 году в результате повышения активности крупных и средних предприятий доля малых предприятий в увеличении выпуска продукции лесной и деревообрабатывающей отрасли составила только 32,1%. В рамках данной отрасли у малых предприятий есть возможность для участия во внешнеэкономической деятельности.

На протяжении 1999-2000 г.г. неуклонно сокращалось влияние малого бизнеса на объемы производства продукции машиностроения и металлообработки. Если в 2000 году в целом по отрасли выпуск продукции увеличился, то в малом бизнесе продолжалось падение объема производства товаров и услуг. В результате отсутствия средств для капиталовложений и высокой себестоимости продукции малые предприятия данной отрасли уступают в конкуренции более крупным предприятиям.

Как уже отмечалось выше, на малых предприятиях пищевой промышленности занято около 50% всех работников этой отрасли, но тем не менее доля произведенной малыми предприятиями продукции в общем объеме производства пищевой продукции сравнительно невысокая. В 2000 году на малых предприятиях данной отрасли наблюдался рост объема производства продукции, в отличие от от общеотраслевого сокращения выпуска товаров и услуг, что обеспечило повышение доли произведенной малыми предприятиями продукции в объеме производства пищевой продукции до 12,8%.

В промышленности строительных материалов тенденция сокращения выпуска продукции и услуг малыми предприятиями соответствует общеотраслевой. В 2000 году увеличение удельного веса произведенной малыми предприятиями продукции в объеме произведенных строительных материалов на 1,2% было обеспечено меньшими темпами сокращения объема производства товаров и услуг в малом бизнесе по сравнению с отраслью в целом.

Таблица 18

Влияние малых предприятий на изменение объемов производства по отраслям промышленности*

*- знак “-” свидетельствует о сокращении объема производства продукции

** - в ценах 1999 года

*** - в ценах 2000 года

В топливной промышленности, черной и цветной металлургии доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме производства продукции по отрасли не превышает 6%. Как положительную тенденцию следует отметить постепенное увеличение влияния малого бизнеса на выпуск продукции по данным отраслям в течение 1999-2000 г.г.

скачать бесплатно Влияние малого бизнеса на развитие экономики

Содержание дипломной работы

ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ Экономическая сущность малого бизнеса
1.2 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран
1.3 Роль и место малого бизнеса в российской экономике 1.3.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России
1.3.2 Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы.
1.3.3 Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики
1.4. Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1. Развитие малого бизнеса в Читинской области
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда
2.5. Место малых предприятий в производстве товаров и услуг
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса 2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства
2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ 3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса
3.2 Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении областного государственного заказа на малом предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

заработать

Закачай файл и получай деньги