перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
1.2. Анализ показателей рентабельности
Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:
1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);
2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);
3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);
4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).
В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:
1. Абсолютное отклонение:
(П=П1-П0,
где П0 - прибыль базисного периода;
П1 - прибыль отчетного периода;
(П - изменение прибыли.
2. Темп роста
Темп роста= П1/ П0*100%.
3. Уровень каждого показателя к выручке от реализации (в %)
Уровень каждого показателя к выручке от реализации= Пi/В*100%.
Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периоде.
4. Изменение структуры
(У=УП1 - УП0;
(уровень отчетного периода - уровень базисного периода).
5. Проводим факторный анализ.
Кроме вышеизложенных коэффициентов рентабельности, различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств (таблица 6.).
Таблица 6.
Показатели характеризующие прибыльность (рентабельность)
Продолжение таблицы 6.
Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единой базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы .
Рентабельность продаж (R1) отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от реализации. В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли (коммерческой маржой).
Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности, как фондорентабельность (R5), которая показывает эффективность использования основных активов, и рентабельность основной деятельности (R6), которая показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 рубль затрат. Более информативным является анализ рентабельности активов (R4) и рентабельности собственного капитала (R3).
Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.
Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является рентабельность активов (R4), который принято называть экономической рентабельностью. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.
В показателе рентабельности активов (R4) результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на 98%), результатом от реализации продукции (работ, услуг). Выручка от реализации – показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен реализации, а натуральный объем производства и реализации определяется стоимостью имущества.
Если преобразовать формулу рентабельности активов, введя множитель
выручка от реализации = В,
выручка от реализации В
то она примет следующий вид:
R4 = прибыль отчетного периода Х выручка от реализации Х 100 =
выручка от реализации ср. стоимость активов
= [рентабельность продаж] х [оборачиваемость активов]
Таким образом, можно сказать, что рентабельность активов – показатель, производный от выручки и реализации.
Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т.е. ускорением оборачиваемости активов (ресурсоотдачи). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти за счет роста рентабельности продаж.
Возможности повышения рентабельности продаж и увеличения объема реализации у разных предприятий неодинаковы. Поэтому весьма важно, за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активов предприятия.
Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции (работ, услуг), необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.
В теории финансового анализа содержится оценка оборачиваемости и рентабельности активов по отдельным его составляющим: оборачиваемость и рентабельность материальных оборотных средств, средств в расчетах, собственных и заемных источников средств. Однако, на наш взгляд, сами по себе эти показатели мало информативны. Чисто арифметически, в результате уменьшения знаменателей при расчете этих показателей по сравнению со знаменателем показателя рентабельности или оборачиваемости всех активов мы имеем более высокую рентабельность и оборачиваемость отдельных элементов капитала.
При анализе экономической рентабельности, безусловно, нужно принимать во внимание роль отдельных его элементов. Но зависимость, на наш взгляд, целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, а через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемости и рентабельности. Показатель рентабельности собственного капитала (R3) позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
Следует отметить, что факторам по уровню значений и по тенденции изменения присуща отраслевая специфика, о которой не следует забывать, проводя анализ. Так, показатель ресурсоотдачи (d1) может иметь относительно невысокое значение при высокой капиталоемкости. Показатель рентабельности продаж (R1) при этом будет высоким. Относительно низкое значение коэффициента финансовой независимости (U3) может быть только в организациях, имеющих стабильное и прогнозируемое поступление денежных средств за свою продукцию (работы, услуги). Это же относится к организациям, имеющим значительную долю ликвидных активов.
Таким образом, в зависимости от отраслевой специфики, а также финансово-хозяйственных условий организация может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.
Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.
Первая связана с проблемой выбора стратегии управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. Если выбирать стратегию с высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. Или наоборот – небольшая прибыль, но зато почти нет риска. Одним из показателей рисковости бизнеса как раз является коэффициент финансовой независимости. И это положение ослабляет финансовую устойчивость организации.
Вторая особенность связана с проблемой оценки показателя рентабельности. Числитель и знаменатель рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способностью. Числитель, то есть прибыль, динамичен. Он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары, услуги в основном за истекший период. Знаменатель, то есть стоимость собственного капитала, складывается в течение ряда лет. Он выражен, как правило, в учетной оценке, которая может существенно отличается от теку
скачать бесплатно Экономический анализ предприятия
Содержание дипломной работы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Основные показатели финансового состояния предприятия Характеристика финансового состояния по данным баланса
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Оценка ликвидности баланса
Оценка относительных показателей ликвидности и платежеспособности
Оценка несостоятельности (неплатежеспособности организаций)
Определение характера финансовой устойчивости организации
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния.
2. Нормальная устойчивость финансового состояния.
3. Неустойчивое финансовое состояние.
4. Кризисное (критическое) финансовое состояние.
Показатели рыночной устойчивости
Критерий оценки показателей финансовой устойчивости организации
Оценка деловой активности МТП магазин “Шанс”
1.2. Анализ показателей рентабельности
1.3. Изучение движения капитала
1.4. Анализ движения денежных средств
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МТП МАГАЗИН “ШАНС” ЗА 1998 ГОД. 2.1. Общая характеристика деятельности МТП магазин «Шанс» за 1998 год.
2.2. Анализ финансового состояния по данным структуры баланса
2.3. Анализ ликвидности и платежеспособности МТП магазин “Шанс”
Оценка чистого оборотного капитала.
2.4. Анализ финансовой устойчивости МТП магазин “Шанс.” Абсолютные показатели финансовой устойчивости МТП “Шанс”.
Относительные показатели финансовой устойчивости МТП “Шанс”
2.5. Оценка эффективности хозяйственной деятельности
Анализа показателей рентабельности мтп магазин “шанс”
2.6. Анализ движения денежных средств МТП магазин “Шанс”
Анализ поступлений и использования денежных средств МТП магазин “Шанс” за 1998 год
2.7. Анализ движения собственного капитала по данным отчетности
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МТП МАГАЗИН “ШАНС” 3.1. Цели финансовой политики предприятия.
3.2. Основные направления финансовой политики предприятия
Сопоставление состояний показателей первого и второго класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ